Чему обучают ребёнка в детском саду
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС № 13 п. Владимирский (далее – ООП ДО) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объем обязательной части ООП ДО соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Пояснительная записка, описывающая обязательную часть ООП ДО, приведена в ФОП ДО.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями г. Саратова. Основной целью работы является формирование целостных представлений о городе, в котором живут дети, через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
- знакомство со знаменитыми людьми города;
- формирование представлений о достопримечательностях родного города и района, его символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, районе;
- формирование представлений о животном и растительном мире города, о Красной книге;
- ознакомление с районом где расположен детский сад, его историей и достопримечательностями.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребенка:
- открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек);
- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
- сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка;
- понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
- агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей как физическое, так и психическое;
- роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС № 13 п. Владимирский (далее – ООП ДО) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объем обязательной части ООП ДО соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Пояснительная записка, описывающая обязательную часть ООП ДО, приведена в ФОП ДО.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями г. Саратова. Основной целью работы является формирование целостных представлений о городе, в котором живут дети, через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
- знакомство со знаменитыми людьми города;
- формирование представлений о достопримечательностях родного города и района, его символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, районе;
- формирование представлений о животном и растительном мире города, о Красной книге;
- ознакомление с районом где расположен детский сад, его историей и достопримечательностями.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребенка:
- открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек).
- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
- сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка;
- понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
- агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей как физическое, так и психическое.
- роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель программы – способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к семье, детскому саду, родному краю.
Задачи программы:
- развивать у дошкольников интерес к родному поселку, краю, его достопримечательностям, событиям его прошлого и настоящего;
- приобщать к культуре и традициям семьи, детского сада, родного поселка, края;
- формировать чувство уважения, бережное и сознательное отношение к народам родного края, их традициям;
- воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к природе края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
- формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой родине, к своей Отчизне.
По итогам освоения парциальной образовательной программы воспитанник:
- ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям п. Владимирский;
- приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость);
- соблюдает общепринятые нормы и правила поведения;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам о родном крае, его достопримечательностях;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Промежуточные планируемые результаты:
3–4 года: ребенок имеет первичные представления о себе, о членных семьи, о семейном досуге, традициях и праздниках семьи, домашних животных;
4–5 лет: ребенок имеет представление о жизни в детском саду, о взаимоотношениях детей, о работниках детского сада, о праздниках в детском саду;
5–6 лет: ребенок имеет представление о родном поселке, истории его возникновения, достопримечательностях, мероприятиях поселка и их продукции, местах культурного и спортивного времяпровождения, об истории поселка в годы Великой Отечественной войны;
6–7 лет: ребенок имеет первичные представления об истории заселения п. Владимирский людьми, о связи жизнедеятельности человека с природой, о народах п. Владимирский, их быте и традициях, о календарно–обрядовых праздниках, о народных промыслах, о природе и животных п. Владимирский.